Главная страница    Потолочные системы    Статьи    Потолок в школе. Требования и нормы

Потолок в школе. Требования и нормы

Делать ли подвесные потолки в школе? Можно ли установить потолок в образовательной организации? Эти вопросы возникают при необходимости сделать ремонт в школе и при этом решить проблемы с акустикой. И часто возникают сомнения по поводу можно или нет. 

Нормы и правила для потолков и всё, что с ними может быть связано

.

Основные правила и нормы для использования подвесного потолка в образовательных учреждениях прописаны в СНиПах и СанПинах и других «пинах». Люди писали их авторитетные, с главной задачей – обеспечить безопасность нахождения в помещениях.

Пояснение. Что такое СанПиН, СП и СНиП? Всё это аббревиатуры.

СаНПиН - Санитарные Нормы и Правила. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.  

Контроль за выполнением санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

СП - Свод Правил

СНиП - Стрительные Нормы и Правила

Санитарные требования к потолкам в образовательных организациях

Из  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" после редакции в 2015 г:

Пункт 4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.

Основные изменения коснулись высоты потолков и все цифры, связанные с размерами заменили на «..при условии соблюдения кратности воздухообмена».

Значения кратности воздухообмена зафиксированы в своде правил СП 118.13330.2012, актуализированной версии СНиПа 31-06-2009.

Важный документ для обоснования установки подвесного потолка в образовательных организациях – пожарные требования к помещениям и использования материалов отделки.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о  требованиях пожарной безопасности» определяет возможности применения отделочных материалов в зависимости от показателей оценки и класса пожарной опасности.        

Классы пожарной оопасности строительных материалов:

Перечень необходимых показателей для отделочных материалов:

Согласно техническому регламенту  статье 32  «Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности», здания образовательных организаций имеет обозначение Ф4 и следующие подпункты:

Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

а) Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;

б) Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Нормативные требования и правила  запрета на монтаж подвесных потолков не накладывают. Но строго регламентируют использование отделочных материалов для потолка только безопасных при пожарах и безвредных для здоровья.

Шум в школе. Акустические требования

Самая сложная проблема – шум, гул, плохая разборчивость речи, плохая слышимость в школьных кабинетах.

Нормы акустических параметров прописаны в своде правил СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003).

Из этого документа необходимо учитывать нормативные показатели уровня допустимого шума в помещениях при создании подвесных потолков в школах и других образовательных организациях.

Один из важных пунктов, подтверждающий возможность и необходимость использования конструкций с материалами, изменяющими уровень шума и  улучшать акустический комфорт с помощью акустических конструкций:

4.3 В общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать:

г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов):
рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории);
применение:
ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума;
звукопоглощающих материалов и конструкций;
звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.

 

Освещение в образовательных организациях

Какое осветительное оборудование установить и сколько светильников понадобится, рассчитывается из норм, прописанных в СНиПе «Гигиенические требование к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Основной источник света в образовательных учреждениях – естественное освещение. Но по опыту известно, что в осенний и зимний период времени света из окон не достаточно и требуется дополнительное освещение. И основной показатель при расчетах освещения является КЕО – коэффициент естественной освещенности.

2.3.3. При одностороннем боковом освещении помещений школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:
 

а) в учебных и учебно-производственных помещениях - в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
 

б) в остальных помещениях - в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

И пункт, определяющий довольно широкий диапазон уровня цветовой температуры: 

3.1.5. Для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К.
 

Шкала цветовой температуры:

Светотехнические требования к осветительным приборам с подробными методами расчета величин и таблицами зафиксирован ГОСТом Р 54350-2015. Используйте этот документ как дополнительный материал для особо требовательных клиентов.

Монтаж подвесного потолка в школе

Использование подвесного потолка в образовательных учреждениях не запрещено законом и даже в некоторых пунктах прямо прописана возможность и необходимость установки акустических конструкций.

Остаётся последний пункт – монтаж конструкции подвесного потолка в школах и других образовательных организациях. В монтажных работах ключевой момент – человеческий фактор. Максимально исключить риски и «настроения» монтажников помогает выбор проверенных подрядчиков, рекомендуемых производителями подвесных систем.

И для справки, ещё один документ – Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами ВСН 28-95 (ведомственные строительные нормы). Этот документ издан в 1995 году и до сих пор является действующим.

Производители подвесных потолочных систем проводят испытания конструкций и все составляющие проходят сертификацию и подтверждение соблюдения норм и требований, установленных на территории Российской Федерации. При монтаже потолков следует точно следовать инструкциям и рекомендациям производителя подвесного потолка, соблюдая основные правила техники безопасности.

Основной вопрос с возможностью применения потолков решен. Теперь главное выбрать тот, который решит основные проблемы

             

Частые вопросы

Вопросы: 

  • Какая минимальная высота учебных помещений
  • Какая высота потолка в школе по санпину
  • Какие нормы высоты потолка в школе
  • Какая высота потолка в колледжах и училищах

Ответ: Вот что говорит свод правил СП-118.13330.2012 Общественные здания и сооружения.

П.4.5:

«Во вновь проектируемых общеобразовательных организациях высота учебных помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,3 м, а для зданий общеобразовательных организаций вместимостью не более 300 учащихся или размещаемых в климатической зоне I - не менее 3,0 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м.

Высоту помещений, встраиваемых в дома жилые многоквартирные: объектов общественного назначения общей вместимостью до 40 человек; предприятий розничной торговли торговой площадью до 250 м ; дошкольных образовательных организаций (ДОО) допускается принимать по высоте этажа жилого здания, куда они встраиваются. В зданиях, капитально ремонтируемых и приспосабливаемых для ДОО, высота помещений принимается по высоте этажа жилого дома и более.

Высоту помещений в чистоте не менее 2,7 м следует принимать: в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях (в климатическом подрайоне IA); в административных и служебных помещениях; в общежитиях и домах-интернатах.

Высоту помещений, определяемую функциональными процессами, следует устанавливать по соответствующим технологическим нормам и требованиям.

В коридорах и помещениях вспомогательного по отношению к функциональным процессам назначения допускается уменьшение высоты, до 2,2 м; в холлах для посетителей - не ниже 2,4 м."

При проектировании зданий и помещений образовательных организаций пользуйтесь Сводом Правил 

Вопрос: Можно ли натяжные потолки в школе. Можно ли использовать гипсокартон в школе для потолков.

Ответ: Можно, если отделочные материалы соответствуют требованиям и нормам пожарной безопасности и есть подтверждающие сертификаты. 

Вопрос: Можно использовать потолки Армстронг в школе.

Ответ: Можно, а во многих случаях использование акустических потолков Армстронг необходимо для уменьшения уровня шума в помещениях школ. Выше, в данной статье, есть ответ. Подвесные потолки производства Armstrong, Rockfon, AMFKnauf  имеют подтверждающие документы и соответствуют российским требованиям. 

Потолки Armstrong для школ и образовательных организаций

Потолки Rockfon для школ и образовательных организаций

Все использованные в статье документы на момент написания данной статьи являются действующими, с поправками и и ссылками на дополнительные документы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 

2. СП 118.13330.2012 Свод правил "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о  требованиях пожарной безопасности»

4. СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003)

5. СНиП «Гигиенические требование к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

6. ГОСТ Р 54350-2015

7. ВСН 28-95 Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами

8. Перечень сводов правил для соблюдения технического регламента ФЗ - № 123

9. СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1)

.

Актуальные документы на 2023 г.

Основной документ, регламентирующий и содержащий подробное описание требований к отделочным материалам СанПиН 2.4.2.2821-10 отменён постановлением Главного государственного санитарного врача 01.01.21 г

Утверждён новый свод правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" сроком действия до 01.01.27 года.

Вот выдержка про отделочные материалы и потолки в частности в образовательных учреждениях:

2.5. При отделке объектов должны соблюдаться следующие требования:

2.5.1. Применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

2.5.2. Полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

2.5.3. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

Все утратившие силу нормативы оставляю для ознакомления с требованиями, т.к. создание новых правил вытекает из опыта предыдущих лет и требований.

.

Нужно обеспечить комплектацию потолочного пространства для образовательных учреждений необходимым материалом, звоните:

8(800)333-02-53 - звонок бесплатный

8(495)504-30-51

Комплект основных законов, СПиНов и СанПинов разрешающие и подтверждающие возможность использования подвесных потолков в образовательных организациях.